Дни 8-9. Шкрчко озеро – долина Комарницы – Шавник – Будва

Холодно

На следующий день получилось все так, как мы и боялись: было холодно.

Маша
Поэтому мы проснулись в такой же панике, потому что погода была отвратительная. Там мы даже завтракали в палатке, потому что был холодный, ледяной пронизывающий ветер. В этот день планировалось восхождение на Пруташ – это тоже вершина за 2 тыщи метров, возвышающаяся как раз над Шкрчко озерами. Но с утра было так безумно холодно и отвратительно, что мы туда не пошли.

Конечно, обидно, потому что по словам того же Милована с этого Пруташа открываются замечательные виды. Но когда мы вылезли с утра из палатки, было очевидно, что там на Пруташе никакой видимости нет. Оценив все это дело – этот собачий холод, и облачность, которая висит ниже Пруташа – мы решили идти через перевал. Фактически, это частично путь назад. Когда мы шли с Самара, после крутой части мы прошли развилку на перевал Шкрчко-седло.

Лина
Что интересно, что даже развилки в Дурмиторе все подписаны.

Маша
Да, это очень приятно. Дурмитор размечен очень толково, я более толковой и приятной разметки нигде не встречала. Возможно, эта разметка тяжело читается, когда лежит снег (который лежит до середины июля), но когда мы шли – все было потрясающе. Этот район – идеал по части разметки.

Природные феномены: видны тучки, несущиеся вокруг

Серж
Отдельная сноска про погоду на Шкрчко озеро. Мы с утра, проснувшись, наблюдали природные феномены: какие-то завихрения облаков, которые формировались над озером, неслись вокруг нас…

Маша
Да, и заканчивались где-то как раз в районе Пруташа. Мы наблюдали, как облака вокруг нас танцуют адов хоровод, и в эти облака идти очень не хотелось.

Лина
Интересно, что когда мы были на Боботовом, мы видели, как по-над одной из его стен формируется туча. И мы думали, что она сейчас все закроет, а она там и осталась.

Маша
Высоты вроде небольшие, но природа показывает разные замечательные явления. Это озеро – такой формирователь туч. Очень большая площадь этого озера, оно достаточно холодное…

А скалы теплые…

Маша
В общем, какая-то фигня там с погодой происходит: все это дело формируется вокруг этого озера, летает там, и нагнетает обстановку. Потому, собственно, из-за этой нагнетенной обстановки: холода адского, пронизывающего ветра, мы не попали на Пруташ. Я в некотором роде даже рада, потому что когда мы выперли на перевал, был очень сильный ветер, и я представляю, какой ветер был на Пруташе. Возможно, это было бы даже опасно, потому что переход от Пруташа до перевала – это переход по хребту. Хотя с перевала мы увидели, что видимость там есть, и я немножко расстроилась, что вот этот шквальный ветер сказал свое «нет». С перевала наш путь лежал только вниз-вниз-вниз, в тепло и замечательную погоду. Сначала – спуск (метров 800 по высоте) к автомобильной трассе, которая проходит через перевал Седло. А потом снова вниз-вниз-вниз, мимо каких-то домов.

Входим в каньон

А потом начинается каньон Комарница. Она открывается такими безумными скальными стенами, отвесными и многокилометровыми. Это так впечатляет. Как мы посмотрели по карте, Комарница – с одной стороны так точно – двухкилометровые вершины. Скальные стены поменьше, конечно, но тоже огромные. И для меня как для скалолаза – это просто идешь и плачешь. Километры неприступных скальных стен а-ля Марчека в Крыму. Вдоль реки – безумные скальные сбросы, к которым легко добраться: несколько часов от автомобильной дороги. Просто безумный потенциал района, который вообще-вообще-вообще не развит.

Фото следующего дня, но хорошо иллюстрирует Машины впечатления

И еще Комарница

Ну, и мы все, которым так хотелось на море, и так задрал этот холод, горели желанием пройти как можно дальше. Некоторые личности из нашей команды рвались вперед, их приходилось останавливать: «Ребята, мы никуда не опаздываем, все ништяк!»

Каньон раскрывался перед нами

Мы прошли красивую скальную часть каньона, вышли в висячую долину, абсолютно плоскую. Причем она не выглядела висячей – она казалась окончанием спуска. И когда вдруг из этой долины мы вышли опять на крутые тропы, это было очень внезапно и неожиданно.

Ну и таким образом мы где-то к 5 вечера мы пришли к месту для стоянки. Такое выполаживание, лужок в долине реки.

Серж
Почти перед деревней: дальше идти смысла не было, там были дома.

Варька не хочет, чтоб мы уходили

Маша
И была вода недалеко. А дальше по карте начинались поселения, поселения. Там было тепло, было много кизила, и было просто замечательно.

Ну а следующий день – это был переход по долине реки, среди цивилизации, среди местных жителей. На каждом углу «добр дан».

Серж
Овцы, собаки местные, коровы, местные жители.

Маша
Наша замечательная Варька, которая оббегает всех этих собак и местных жителей. Кстати, собака жутко боится местных. А местные жители очень не любят горных собак.

Туристы фотографируют виды

В общем, таким образом мы шли-шли, и оказались на неправильной стороне реки Комарницы.

Серж
Дорога там внезапно уходит влево

Лина
И нам показалось, что она ведет к чьим-то домам. И мы пошли по правому берегу

Серж
Через огороды, пастбища. Ну и в конечном счете оказалось, что нам надо сделать переправу.

Лина
Причем сначала этой речки даже не было заметно, а потом внезапно раз – и ручей, который даже не перепрыгнешь.

Маша
Комарница на самом деле большую часть нашего похода – это пересохшее русло. Вот вода есть, а вот ее нет.

Подморенная река такая.

Маша
И в какой-то момент она стала очень даже наземной, и оказалось, что ее проблемно переходить. И русло заросло каким-то «бушем».

Серж
Да, плотным кустарником, через который не продерешься.

трэш на ровном месте

Маша
Мы умудрились сбиться с маркированной дороги :) Это очень мило. И таким образом мы перлись по неправильной стороне реки, перелазили через какие-то заборы… В общем, устроили себе трэш на ровном месте. А потом у нас была ПЕРЕПРАВА: там было бревнышко такое, сантиметров 10 в диаметре, с набитыми досточками.

Серж
Оно было закреплено, просто немного пружинило. И все это метров 5-6 длиной, не более метра над землей…

По дороге встречались любопытные вещи

Маша
Но мы не будем рассказывать подробностей, т.к. Надежда попросила нас этого не делать. В общем, мы переправились на другой берег… И вышли на асфальтовую дорогу. Внезапно. Вот мы только что перелазили через заборы и переходили речки, и вдруг – хоп, и мы идем по асфальту.

Там, конечно, тоже с асфальта все красиво: скалы и все такое, но ты же уже идешь по асфальту.

Это уже конец челендж-приключений, асфальт, выход на трассу, автобус один, автобус другой… моречко!

И это уже конец похода.

Шоссе...

...и прикольные указатели

Серж
Да, мы шли вдоль трассы, достаточно скоростной, закрытой бетонными отбойниками, и поймали совершенно случайно автобус, который нас довез до Шавника. Водитель жестами показал, что нам нужен другой автобус.

Лина
Вылез сам, сел в тот же автобус. Причем, он перед этим заправился.

Серж
Да, мы ехали такие с мыслью, что мы едем в Подгорицу, а он заехал на заправку, сказал «окей, мы приехали», переходите в другой автобус.

Я у него еще спрашивал: «можно выйти?» «Нет, нельзя выходить». Типа, щас поедем.

Маша
В общем, с логикой в славянских странах дружат очень похоже.

Серж
Потом был замечательный автобус, который нас привез очень быстро в Подгорицу. Там был мгновенный следующий автобус, с интервалом в 3 минуты, который нас довез до Будвы… И мы едем-едем-едем, и внезапно я привстаю «на стременах», и вижу МОРЕ!

Лина
А я таблетку от укачивания выпила, состояние сонное и я слышу, выплывая из сна: «горько! горько!», и ничего не могу понять. А Серж мне опять говорит: «Так вот же, горько!», причем показывает на какие-то горы. А это было морько за ними :)

Маша
В общем, это был эпический поход горы-море: когда ты заезжаешь как можно дальше, а потом идешь по стране в сторону моря. Мы так и сделали: прошли почти половину страны, и проехали еще половину. Мы заехали в самую дальнюю точку – это был мост Джурджевича, потом дошли до Жабляка, потом еще южнее, потом дошли до Шавника, там сели в автобус и закончили наш путь. Когда мы забрасывались, мы проезжали Шавник и я говорила: «Вот, мы здесь будем заканчивать», когда проезжали Жабляк, я говорила: «Вот, мы здесь будем проходить». И это замечательно и логично, когда ты идешь все время в сторону моря.

В предвкушении моречка

Серж
Автобус идет таким красивым серпантином, и всю дорогу видны красные крыши прибрежных городов: Святой Стефан, Будва и прочие.

Маша
Да и вообще вся Черногория красночерепичная, и она именно ЧерноГОРИЯ: в стране вообще нет равнин. То есть, вообще. Там есть долины горные, но нет равнин. В стране нет вообще равнинной местности – это очень впечатляет.

Лина
С Савиного кука мы видели что-то похожее на равнину, но это были равнины над каньоном.

Маша
В общем, в Черногории все связано с горами. Вот так вот, очень быстро автобусом: 3 часа Шавник-Подгорица, и 1,5 часа до Будвы. В результате вышли мы в Будве, тут уже лето, жара.

Лина
И оказалось, что у нас целый лишний день.

Еще фото восьмого дня похода

Еще фото финального дня похода