День 6. Локвица – Боботов кук

Погода отличная!

Лина
Ночью было невероятно холодно.

Маша
Но не мне! Так как я сплю посерединке, то холодно мне не было. Но был ужасный заморозок, потому что в поилке для овец рядом с домиком вода полностью промерзла (ее не получилось пробить треккинговой палкой). Боботов кук – самая высокая вершина района – 2522 м.

Серж
Важно отметить, что погода в этот день была просто идеальная: с самого раннего утра светило солнце.

Впереди – Боботов кук

Вид с Боботова кука на соседнюю долину

Обрывисто

Маша
Это было просто подарком! Потому что с погодой нам до этого не сильно везло. Я напомню, что стояли мы на 1700. То есть, восхождение фактически на какие-то 800 метров, но там большой переход по расстоянию. Чтобы попасть на Боботов кук, нам надо перевалить через перевал, попасть в соседнюю долину (фактически яму: это такая карстовая долина, в которой нет ровных поверхностей, такой ямистый рельеф). И из этой соседней долины начинается подъем, в основном – в этот славный сезон – по тропе. Буквально малюсенькие снежники, небольшие скально-осыпные склоны. Но в основном – нормальная, ходибельная тропа. И самое главное, что Дурмитор просто шикарно размечен. В такой сезон, когда ходили мы, когда ничего не скрыто снегом, все ходится просто замечательно даже в нулевой видимости тропу потерять очень сложно. Можно рекомендовать начинающим туристам: район, в котором очень сложно потеряться.

Есть, куда "улетать"

В общем, мы поднялись на Боботов кук. Сначала на перевал, потом – на вершину. Подъем на саму вершину достаточно интересен в том плане, что на всех картах он отмечен как такая себе простенькая туристическая тропа. И когда ты смотришь на карту или читаешь описание, ничего не предвещает беды. На самом деле, это восхождение с достаточно неплохим скальным лазанием в районе четверочного. И я бы не сказала, что это очень просто и рекомендовано для бабушек и дедушек, потому что там есть, где бояться, и есть куда падать, и «улетать». И есть где придержаться ручками – то есть не ногами везде это ходится, а с использованием рук и местами не очень безопасно.

Но так как с погодой нам очень повезло, скалы были практически сухими в среднем и общем (подсохшие так сказать), было тепло и не сильно ветрено. Поэтому мы без проблем залезли на вершину. Нашли там – это просто хит сезона – трофейную банку пива, которую мы забрали с собой.

Албанская «Stella».

Лина
Причем, не -artua, а просто «Stella».

На вершине

Трофейное пиво

Маша
Вы заметили, что как мало комментариев по поводу подъема на вершину, и как много – по поводу пива :) Вот они, самые яркие воспоминания.

В общем, такой же спуск – через эти же скалы. У нас на самом деле была веревка 10 м. Я понимаю, это глупо звучит – 10 м веревки, но на всякий случай, придержаться. По пути подъема мы увидели 2 шлямбура. Они не прям в идеальных местах вкручены, но в принципе, при ужасных условиях их можно использовать. Но мы веревку не использовали – все на чистом энтузиазме и технике. Так как у нас не было рюкзаков, то все, в общем-то, было проходимо. Спустились на перевал, и дальше – вниз-вниз-вниз. На обратном пути мы зашли в ледяную пещеру.

Серж
Надо рассказать про собаку.

Серж и Варька

Маша
Конечно! Как я могла забыть. Там, на подъеме вверх к Боботовому куку мы завели себе животное. Это животное жило с нами до самого окончания горной части похода. Серж (у кого ж еще фантазии хватит) назвал собаку Варя. Не подумайте превратно – это значит воротник: в отличие от предыдущей, Консервы, эта была меховая. Значит, на мясо ее пускать было просто жалко, поэтому Серега решил пустить собаку на воротник.

Лина
К концу похода она уже отзывалась на Варьку.

Маша
Круто. :) Очень умная собака, и очень преданная. И это ужасно обидно, потому что мы ее бросили… Но к этому мы еще вернемся.

В общем, Варька зашла с нами на вершину Боботового кука. Совершенно спокойно.

Серж
Да, преодолела все этапы скального лазания.

Маша
Ребята, мы там использовали все четыре лапы! И Варька тоже. Но ей это далось гораздо легче :) Она находила какие-то обходные пути. На самом деле, она спокойно скачет по скалам градусов до 60 вообще не заморачиваясь.

«О, а как же Варька пройдет?» «О, а вон она – уже прошла!».

Да, Варька – замечательная собака. Она нам показывала, как надо восходить.

Серж
Причем местами показывала правильные маршруты.

Маша
Да, скажем так, Дурмитор – достаточно исхоженный район. Там на некоторых участках тро́пы расходятся: более легкие, более сложные. И так как собака – штука умная, она выбирала всегда достаточно простые варианты прохода. И если идти за ней, то ты обойдешь какие-то сложные места. Мы достаточно быстро просекли эту фишку, и стали пользоваться Варькиными подсказками, и все было ништяк.

В общем, спустившись, но не дойдя до соседней с Локвицей долины, мы повернули в сторону, вверх, к ледяной пещере. Я обещала всего 70 м вверх, но это оказалось жуткой неправдой: не помню сколько, но больше 70-ти. В общем, забрались в пещеру. И тут уже начинается эпический спелео-этап. Я не могу про него рассказывать, потому что это просто не мой подвиг.

Серж
Ледяная пещера представляет собой небольшой грот, уходящий вниз и покрытый льдом. Грот – на северном склоне, поэтому лед там не тает круглый год. Понятно, что когда мы ходили в сентябре, его меньше, чем зимой или весной. Сверху вниз проброшены тросы (такие же, как на Медведях). И по ледяному склону, хватаясь за тросы, можно спуститься вниз. НО! Не знаю, почему, но последний этап – трос был пробит не до конца, нижняя часть троса не закреплена. И по фактически вертикальному склону нужно было спускаться, держась за грязный, мокрый, скользкий трос. У нас, понятно, не было спусковух. Да я и не представляю себе устройство, которое могло бы крепиться к этому тросу. Поэтому, вспомнив методы спуска «по-спортивному», спустились вниз.

Вход в грот

В пещере. Видно "обрывок" троса

Лина
Сергей спустился первым, и ловил остальных, т.к. там, где заканчивался трос, было еще метр-два крутой ледяной горки.

Серж
С нами спускалась группа израильских туристов, которые почему-то приняли нас за инструкторов… Ну, наверное, потому что я твердым голосом сказал: «Стоять здесь, и не ходить, пока я не разрешу». :) Потом я на ломаном английском объяснял израильским пожилым туристам спуск «по-спортивному». После чего все выжили, единственное – женщина спросила: «А как мы будем подниматься наверх?» На что я, подумав, сказал: «Ну, посмотрим».

Маша
А я успела полетать – не подружилась я со спуском «по-спортивному»: трос в мокрых руках начал проскальзывать, но меня Серега поймал. В общем, славно повалялись в грязи :)

Серж
Мы спустились вниз, поняли, что там никто не ходит: нашли какую-то дыру вниз, непонятной глубины, то есть – наши фонарики не пробивали до конца. Очень впечатляюще и достаточно красиво. Если бы у нас был шлямбурный набор с собой, ну и веревка… Там колодец, и логичнее было бы пробить шлямбуры в скальной породе… В общем, мы заглянули, отчаялись, и решили выбираться наверх. Я опробовал трос, понял, что идти по нему не кайфово. Мы внезапно вспомнили, что у нас же с собой есть 10 м веревки. Поэтому вместо троса я провесил веревку, по которой замечательно поднялись все туристы, поблагодарили нас и вышли наверх.

Это был такой совершенно неожиданный момент спелеологии в нашем горном походе, мы извалялись в глине, походили по ледовым стенкам, сделали фоточки на фоне ледяных наростов.

По пути обратно встретили двух русскоговорящих туристок в спортивных трусах, которые тоже планировали спускаться.

Лина
Но узнав, что там лед, они передумали :)

Счастье

Маша
Обязательно надо описать полную счастья и неземного блаженства улыбку Сереги после подъема из пещеры. Вот ты понимаешь, что человек абсолютно счастлив. Мы залезли в какие-то жуткие говена, извалялись по самое нехочу в грязюке, посветили фонариками – и человек счастлив!

Серж
Ну, тут два фактора: во-первых, совершенно внезапно нора, а во-вторых, ну я же всех спас!

Дальше мы, сопровождаемые собакой, по очевидной тропе пошли вниз. А! Мы шли, и за собой вели группу людей. К нам всё присоединялись и присоединялись люди. Одним мы пообещали показать воду, другим пообещали чаю, третьи просто за нами пошли – видимо, по инерции, просто видя большую группу.

В результате, когда мы пришли на нашу стоянку, вокруг нас образовалось целое community. Некоторые даже решили с нами ночевать – замечательная пара из Израиля, парень и девушка, которым мы предложили поставить палатку рядом с нашей в домике. Весь вечер потом общались с ними. Мы спросили, есть ли у них алкоголь, алкоголя у них не было…

Попутчики

А, да, еще израильско-немецкая пара: парень из Израиля, русскоговорящий (это мы выяснили позднее, пообщавшись перед этим на английском), и типичная немецкая, арийская девушка с сумочкой через плечо и в шнурованных ботиночках. Мы их заманили на чай, они, стесняясь, согласились… И в итоге нам отдали кучу своих продуктов, потому что они уже уходили в цивилизацию. Бананы, колбаса…

Маша
Да, угощать чаем встречных туристов – очень выгодное занятие, потому что туристы всегда пытаются всячески отблагодарить. И это оказывается гораздо больше, чем какие-то граммы чая, которые вы на них потратите. Товарищи! Угощайте в горах туристов!

Серж
Также встретили пару из Северодвинска, которых мы «угостили» зажигалкой. А потом их еще и встретили в Будве на велопрокате. Удивительно.

Маша
Да чего тут удивительного – Черногория, 600 тысяч. :)

Серж
Ну так вот. Мы вместе с той израильской парой посидели. Пожгли костер: потому что нам надо было сжечь мусор, да и просто хотелось посидеть у огня. Мы общались про походы, про Аляску, про Камчатку.

Лина
Открыли израильтянам понятие спортивных походов.

Маша
Еще мы общались по поводу русско-израильских олигархов – что русско-еврейская смесь – это шайтан-смесь в людях, которая придает им особые качества, позволяющие добиться очень многого.
Потом, несмотря на то, что они не собирались на следующий день вставать в такую же рань, как и мы (у нас был подъем в 6 утра), у этих ребят тоже намечался длинный день, потому что мы спали в одном домике, а собираться мы как мышки не умеем.

Кстати о мышках!

Лина
Вечером я увидела в домике маленькую мышку, и попыталась ее выгнать. И мне показалось, что она таки выскочила. Но откуда-то взялась большая.

Маша
Маленькая позвала: «Эй, меня обижают! Пойдем бить морды».

Серж
Появилась мышка, огромная, размером с палатку, которая начала с того, что съела часть моего протеинового энергетического батончика, и дальше понеслось… Она наматывала огромные круги по потолку, сбрасывала наши кастрюли…

Маша
Переворачивала наши тарелки. Спали мы под дикое громыхание…

Серж
По очереди вставали, пугали эту мышь. Она делала вид, что пугается, а потом опять возвращалась.

Беспокоившая нас "мыша" выглядела почти так

Прим.ред.: я тогда была без линз, но все-таки эта животинка была больше мыши, пушистее, глаза крупнее, и окраска с примесью белого. Очень даже возможно, что это был другой вид грызунов – соня. Скорее всего, вот такая – Со́ня-полчо́к (лат. Glis glis), которая распространена по всей Европе и живет даже на высотах до 2000 м.