Приполярный Урал. Часть 1: впечатления о перевалах.

С элементами технического описания маршрута.
Интервью Масима Воронко.
Макс прошел множество походов по Крыму (в т.ч. - руководство), 5 походов по Кавказу (1-4 категории), Тянь-Шань. Учитывая немалый горный опыт, интересно было услышать его впечатления о перевалах, горах и некоторых участках пройденного маршрута.

(для интересности чтения, сохранена лексика автора - прим.ред.)

– Поделись своими впечатлениями о пройденных нами перевалах.

Пер.Карпинского – классический обычный 1а, без всяких проблем. Хотя там был интересный участок с какими-то огромными валунами – редко такое увидишь. Вот это больше всего запомнилось: прикольный участок с гигантскими каменюками, такой неожиданный. Наверное, его и обойти было нельзя – я не знаю.

Ну и еще красивые скалы вокруг – одна, которая как зеркало, и слева – тоже красивая.

– А в чем состоит классика 1а?

Ну, все идется ногами, и никаких проблем. 1а и 1б вообще мало отличаются, но 1б – тоже все ногами, но может чуть-чуть опаснее. Вот наша вторая двойка-а (перевал №92) – на самом деле это настоящий хороший 1б. Почему? Потому что на подъеме были места, где надо было чуть-чуть лезть, руками себе помогать. Ну и на спуске вот эти камни – спуск был очень тяжелый. То есть – все делается ногами, но тяжело – это 1б. А двойка-"а" почти всегда предполагает веревку, или она предполагает ледники, или какие-то ледово-снежные штуки. Но поскольку у нас в походе ледников не было, то 2а должен предполагать веревки, т.е. элементы лазания.

У нас, правда, переход в тот день был длинный – мы шли к нему (Карпинского) долго, поэтому все устали. По пути прошли 3 красивых озера. Ну а дальше спустились к озеру Голубое, прошли вдоль него, но уже все сильно устали. Стоянка там нормальная – где из озера река вытекает.

С утра поднялись на плато Руин, бросили рюкзаки и пошли на г.На́роду. Потом мы прошли по плато Руин и спустились к р.Народа. Все в этот день тоже задолбались, как и с перевалом Карпинского, потому что рабочие дни были часов по 12. Понятно, что чистое ходовое время меньше, но поскольку рюкзаки тяжелые, несмотря на то, что было много отдыхов, все равно все задолбались… Ну, я, по крайней мере. Я помню, что оба эти дня я сильно устал. Стали мы выше слияния с Мансишором, у озера (оно, кстати, на карте очень маленьким обозначено, почти как точка).

Идем по плато Руин

Спуск с плато Руин

Ну а на следующий день мы пошли к перевалу 1340. По классике к нему надо было спуститься на реку Мансишор, но мы срезали, и очень удачно. Ничего не потеряли, только выиграли кучу времени (если идти по рекам – час или 2, наверное). От озера практически сразу пошли вверх. То есть – там надо однозначно среза́ть.

Потом прошли 2 озера (между ними – место для стоянки). А потом у нас была неудачная попытка сходу пройти перевал. Мы полезли, увидели, что его проходить долго. Нам показалось, что мы можем пройти его сразу: когда стояли между двумя озерами было еще утро, куча времени. Да мы бы, наверное, и прошли бы его сразу, если бы все сели и ждали «разведчиков». Просто если бы у нас вообще было описание прохождения, мы бы прошли его сразу. Это бы заняло, конечно, кучу времени, но погода-то хорошая была. Но мы бы его, правда, часов в 7 вечера взяли бы, у нас бы это заняло часов 9.

Описание перевала очень плохое – просто написано, что спуск дюльфером.

Лезем...

Уперлись...

– А как же то место, которое виделось как полочка, по которой можно пройти?

На самом деле она смотрится как полочка, потому что у нее цвет другой, но пройти там нельзя.

С.Третьяк. Разведка на предмет проходимости
перевала вверх (нормальные люди ходят его
в обратном направлении :)

Разведка. Точка по центру - Андрей Музалевский

Короче, оказалось, что на этом перевале веревки нужны все равно. Поэтому «группа разведки» провесила веревки. Музалевский все время первый шел, как самый лазательный у нас и маленький.

Скальный участок «зеркало» он обходил справа (если смотреть снизу) – там, на самом деле, намного легче. Там скала, но если обойти еще правее, то там нормально. И там даже было бы легче всем подыматься. Но там станцию Андрей нашел так, что если бы мы так справа поднимались, то был бы маятник. То есть камень, за который крепилась станция, был расположен так, что всем пришлось идти по «зеркалу».

Короче, мы перевал проходили 2 дня, потому что описания не было, а «сходу» взять не получилось.

Лазательный Музалевский на "зеркале"

– А про сам подъем что можешь сказать? Интересно было?

Интересно, конечно. Такой, нормальный подъем, довольно крутой. Первая веревка простая была – если без рюкзака (с рюкзаком оно все было непросто). И там если без рюкзака, то и веревка не нужна была на самом деле практически в этом кулуарчике. Там бы все проползли. Самое сложное, конечно – «зеркало», особенно с рюкзаком. Мне с рюкзаком Эдик помогал сверху, подтягивал. Насколько сложно там проходить без веревки – это надо у Музалевского спросить. Третья веревка простая: называется «простое лазание». Она там больше для страховки была. Ну а четвертая – горизонтальная. Там, без веревки, конечно, стремно, особенно с рюкзаком. Если без рюкзака еще как-то понятно, то с рюкзаком эти перила горизонтальные – они обязательны. Шансы упасть с рюкзаком там офигенные.

"Зеркало"

"Зеркало" проходит С.Хозянин

Эд Новиков помогает вытягивать с "зеркала"

Макс при подъеме с "зеркала"

Перила перед перевалом

В общем, по скальному лазанию – интересный перевал. Я вот сколько ходил (но мы ходили ж все время на Кавказ) – на 2а там всегда снег и лед. На Кавказе мало таких вот сложных скальных перевалов. У нас был похожий перевал один раз, но на спуск. А на подъем такой перевал даже у Третьяка, наверное, был всего один. Если бы у перевала 1340 был еще и спуск по веревкам, то это точно был бы 2б.

– А вот в чем сложность перевала 2а снежно-ледового?

Двойку-"а" дают за ледники. За то, что тебе обязательно наличие кошек. Потом – наличие трещин. Хотя по мне – это куда легче, потому что в современных кошках может ходить каждый. А трещины… Я вот сколько хожу, у нас серьезных провалов не было ни одного. У нас максимальный был по макушку. Нам, конечно, везло. Но даже такой провал – безболезненный. Вот если ты идешь по снежному мосту и проваливаешься, там, наверное, пипец может быть. А когда ты проваливаешься в трещину, снег – он никогда не проваливается мгновенно. Ты проваливаешься в снегу медленно, и оно получается как подушка. И в 95% случаев человек тормозит сам, потому что с рюкзаком твоя площадь увеличивается и глубоко уйти в трещину еще труднее. По мне – так лучше пройти 2 перевала со снегом и льдом, чем один такой, как 1340. Причем обычно там, где снег и лед, там и камнеопасность меньше.

А если спуск по снежно-ледовым, то это спуск на ледобурах. А ледобур – удобнее, легче и круче, чем эти все петли, а особенно – крюки. Прикол в том, что ледобур невозможно выдернуть – если он закручен полностью, в нормальный лед.

Еще надежно, конечно, петли, когда они на офигенных камнях или на дереве – их тоже невозможно сорвать. Но поскольку уральские горы сильно разрушены, мне некоторые наши станции казались немного стремными. Потому что все эти камни то с трещиной внизу, то вообще это огромный блок, который тупо стоит. Но выбора там не было. Даже тот камень для станции над «зеркалом»: с одной стороны он монолитный, а с другой стороны в нем трещина. Конечно, 95-99%, что при срыве он выдержит, но все равно остается вот этот процент. И на перевале Неприступный вторая станция – петля была заброшена на огромный камень, такой квадратный блок. Так вот у него трещина шла по всему периметру. Было ощущение, что этот огромный блок просто поставили сверху на склон под небольшим углом. Но поскольку он весил сколько-то тонн, понятно, что его нельзя сдвинуть. Но стопроцентной уверенности он не вызывал.

– А что скажешь про переход от 1340 к долине Ломесьвож?

Ну, мы решили пройти по верху к плато Оленеводов. А оказалось, что чтобы пройти по верху, надо пройти через вершину, поэтому мы вернулись в долину. Конечно, мы бы спустились, пройдя через верх, но мы бы потратили много сил на это. К реке спуститься мы успели бы, но уже замаханые полностью. Спуститься было более экономичным.

То, что мы поднялись от долины Косьювож наверх – это правильно. Мы поднялись по склону всего за полчаса, срезав большой крюк в долине. А там – не понятно, была ли тропа, и берег изъеден оврагами. Нам бы тогда сразу спуститься по оврагу, как хотели, к Ломесьвожу, и идти вдоль реки вверх. Но это неважно. Так тоже хорошо получилось.

По центру - плато Оленеводов
Через верх не пошли

А спустились между этими хребтами

По второму перевалу 2а что можно сказать? Мы всё делали правильно, путь подъема выбрали самый, по-моему, идеальный. И траверс был легкий и вывел нас в правильное место. Спускаться с перевала мы не влоб пошли, по классике, по кулуару, а прошли влево и спускались как бы с соседнего перевала. И это правильно, потому что в кулуаре выше камнеопасность. Ведь когда оценивается сложность перевала, то оценивается самый простой маршрут, ведь ты не ищешь сложностей. Поэтому спуск через другой перевал – это не «чит» никакой: ты когда спускаешься, ты должен выбирать самый простой спуск.

Спуск, конечно, был более веселый. С этими камнями – довольно длинный и изматывающий физически, но тоже не опасный. Далеко там лететь было некуда.

Есть еще такой момент, что на карте этот перевал неправильно обозначен – нам на самом деле крутые скальные склоны. И в описании было – перевал неправильно обозначен.

Вид на перевал

Достаточно легкий подъем

Веселый спуск

Потом был перевал Парнук – он не очень сложный, но мы к тому времени уже устали. В этот день мы тоже задолбались очень сильно. Это был единственный день, когда у меня начали шабашить колени. И даже на следующий день в коленях еще «отдавало».

В следующий день мы вышли очень поздно, и пришли рано – ненапряжная полудневка.

– Для меня перевал Неприступный оказался самым обманчивым из всех. С места стоянки он казался вообще вертикальным.

Да, потому что под таким углом стали. Согласен, он смотрелся стремно, а оказался (надо отметить в описаниях), что со стороны Малого Парнука этот перевал и вверх, и вниз спокойно идется ногами. Даже в дождь веревки не нужны.

Со стороны Пывсяншора может на подъем его и можно без веревок пройти – не знаю (но это если все с кошками по леднику). Как сказал Третьяк, этот Неприступный – классическая двойка-"а". Если первый перевал на подъеме тянет на 2а*, второй – наверное на 1б*, то третий – настоящая 2а.

Прошли перевал легко, хотя и дождь начался. Первую веревку снимал Сергей Хозянин и спускался ногами. Вторую – продергивали, а третью снимал Музалевский в кошках. Подозреваю, что спуститься там по леднику ему было сложновато.

Ну, и у меня сомнения вызывала вторая станция – там этот дурацкий камень. Он правда огромный, но по-моему он зараза тупо лежал, еще и под легким наклоном. Понятное дело, что мы для него как муравьи, но все равно. Там конечно других вариантов станции и не было – это Урал, скалы разрушенные, просто не было варианта лучше.

Станция на льду обычно делается на двух ледобурах, но ребята второй не смогли вкрутить. Потому что лед был не везде очень толстый, под ним камни были. Это, конечно, против правил альпинизма. Но я считаю, что если ледобур вкрутился офигенно, то одного хватит. Два делают хотя бы затем, что там провис получается, и удобно встегиваться, и может несколько человек стоять. А у нас фактически и не станция получилась, а перестежка. Ну, и ступеньку не вырубили, чтоб люди могли стоять. Но там, наверное, это было оправдано.

Вид на перевал Неприступный со стороны Малого Парнука

Подъем на пер.Неприступный

Начало спуска с пер.Неприступный

Станция на камне

Станция на льду

Под перевалом Неприступный со стороны Пывсяньшора

Внизу – 2 озера, которые мы обходили слева

Кстати, да, там был очень сложный и стремный обход первого озера. Какое-то лазание враскоряку было. Мы конечно правильно пошли по левому берегу, но возможно там надо было выше взять. Мы по привычке попытались пройти его низом, а надо было залезть наверх метров на 20. Про это надо в описании отметить – не проходить озеро вдоль берега, не прижиматься к воде.

Дальше мы не пошли вдоль кромки воды, а срезали наверх, и это было правильно. Потом все просто – пошли по Пывсяншору и стали у озера.

Стоянка у озера

На следующий день был единственный за весь поход участок, где мы шли без тропы по лесу. Может тропа и была, но мы ее не нашли. Но это вообще был первый лес за весь поход, и это нам плюс. Если бы лесов было много, мы задолбались бы больше. Без леса мы развивали везде высокую скорость, и прошли 190 км не убившись. Лес без тропы – это еще хуже, чем курумник. Самый страшный курумник – по моему опыту – лучше, чем лес без тропы. Там ты просто ползешь, там люди выматываются просто наглухо. Потому что ты стоишь подолгу с тяжелым рюкзаком, становишься на колени, чтобы проползти под каким-то бревном, ты встаешь – тебе другое бревно бьет по голове…И так – весь день, выматывает ужасно.

Идем через лес

Надо кстати отметить может в отчете, что именно этот маршрут – в нем именно пешеходной сложности нет. Он действительно больше горно-туристический: курумник, плато… А валежника и прочей ж… – нет (это пешеходные заморочки). На Кавказе у нас было 2 раза, когда мы не эпизодически, а весь день пробирались по лесу без тропы. Как по мне – это кошмар. Там тоже травмоопасно: ты падаешь, каждая ветка хочет тебя ударить то по голове, то по лицу… Я за это и уважаю пешеходников: если они например 5 дней пробираются по лесу без тропы… я бы им памятник поставил.